Jump to content

РУС и РУД


Recommended Posts

Возник вопрос: почему у F-15,18,A-10 центральный РУС и мало кнопок на органах управления, а у F-16 боковой РУС и РУС/РУД обвешаны кучей кнопок? И вообще, в чем различие между боковым и центральным РУСом?

"...Я вижу тебя сквозь сетку прицела,

Сквозь дымку от залпа ракет,

Я вижу тебя пока еще целым -

Винтовку, чалму и бешмет"

Link to comment
Share on other sites

  • Replies 166
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Боковой РУС более точно соответствует нормальному положению руки в спокойном состоянии. Соответственно нагрузка на плечо уменьшается. В теории конечно.

Link to comment
Share on other sites

На F-16 РУД и РУС сделаны по системе HOTAS (Hands On Throttle And Stick), что позволяет управлять основными системами самолёта почти не снимая рук с РУДа и РУСа, вот он и увешан кучей кнопок.

Простите, если не прав.

Link to comment
Share on other sites

А сколько серийных самолетов с боковым РУС?Я всего пять насчитал:F-16,22,35,Цзин-Го Тайваньский и F-2 Японский.

Сломал уже шесть джойстиков!:joystick:

Link to comment
Share on other sites

Боковой РУС более точно соответствует нормальному положению руки в спокойном состоянии. Соответственно нагрузка на плечо уменьшается. В теории конечно.

 

И не только в теории. В одной статье, посвященной перспективным самолетам, писалось, что летчики-испытатели отмечали более высокую эргономичность и естественность бокового расположения РУС. Хотя по началу было немного непривычно. Если не ошибаюсь, то речь шла о Су-35, в котором была возможность установки как классической, так и боковой РУС для изучения удобства работы с ней.

Не нужно бежать от снайпера, только умрешь уставшим...

Link to comment
Share on other sites

  • ED Team

ЕМНИП, нашим летчикам боковая ручка не понравилась.

ИМХО, летчики люди консервативные, ко всем новшествам относятся очень осторожно.

Для таких экспериментов надо искать либо молодого и не закостеневшего летчика, либо демонстрировать преимущества так, чтобы все "динозавры" прониклись.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

Link to comment
Share on other sites

  • ED Team
Cу-35?

Покойный Су-37.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

Link to comment
Share on other sites

ЕМНИП, нашим летчикам боковая ручка не понравилась.

ИМХО, летчики люди консервативные, ко всем новшествам относятся очень осторожно.

Для таких экспериментов надо искать либо молодого и не закостеневшего летчика, либо демонстрировать преимущества так, чтобы все "динозавры" прониклись.

Вот собственно это я имел ввиду. Помню на ТОРе. Экраны СОЦ на местах операторов имеют прямоугольную конфигурацию с делением по высотам, так люди работавшие на классических экранах очень тяжко считывали информацию с новых.
Link to comment
Share on other sites

А сколько серийных самолетов с боковым РУС?Я всего пять насчитал:F-16,22,35,Цзин-Го Тайваньский и F-2 Японский.

F-2 это сильно переделанный F-16, вот у него и РУС боковой.

ЕМНИП, нашим летчикам боковая ручка не понравилась.

ИМХО, летчики люди консервативные, ко всем новшествам относятся очень осторожно.

Для таких экспериментов надо искать либо молодого и не закостеневшего летчика, либо демонстрировать преимущества так, чтобы все "динозавры" прониклись.

Переучивать нужно вот и всё. Всё-равно лётчики ничего против не скажут :) , поначалу только будут беспокоиться, а потом привыкнут. Просто отец рассказывал, когда сказано было на А-320 переучиваться, все сразу забеспокоились- это как-так, такой ручкой кораблём управлять, а КВСу вообще левой рукой! А потом ничего, привыкли, говорят очень удобно. Да и я сам никак не мог понять, как вообще можно РУС держать в левой руке, а оказывается очень просто :)

Link to comment
Share on other sites

Простите, что не в тему.

Где можно узнать описание кнопок на РУСе и РУДе для Су-27 и МиГ-29?

 

Спасибо.

ИМХО с уважением.:v:

[sIGPIC]http://forums.eagle.ru/signaturepics/sigpic44790_4.gif[/sIGPIC]

____________________

AthlonII X3 3,3GHz / GA-990FXA-D3 / DDR3 2x4GB Team 1860MHz/ GoldenField 550W / 2Gb XFX HD7850 / LG 42"LM340T (3D)1920x1080

Link to comment
Share on other sites

Простите, что не в тему.

Где можно узнать описание кнопок на РУСе и РУДе для Су-27 и МиГ-29?

 

Спасибо.

 

РЛЭ Су-27СК, книга 1:

На ручке управления самолетом (РУС) установлены:

− переключатель Б.БОЙ-Д.БОЙ, для выбора вида ракет ближнего боя, при наличии вместе с ними другого оружия;

− гашетка подвесного оружия П, для тактического пуска (сброса) всех видов подвесного оружия;

− гашетка О, для приоритетного выбора ВПУ (первый ход) и стрельбы из пушки (второй ход);

− кнюппель УПР.СТРОБОМ, для перемещения стробов ручного захвата по координатам АЗ-Д и AЗ-V при ведущем канале РЛПК и A3 -угол места – при ведущем канале ОЭПС по полю ИЛС и для включения ЛД в режиме излучения при работе по наземным целям.

 

На РУД установлены:

− кнопка ВВОД, для выдачи команды на захват цели в РЛПК, ОЭПС и ракеты с ТГС, а также для ручного ввода в РЛПК и ОЭПС значений дальности до воздушной цели и для включения режима предварительной засечки при работе ОЭПС по наземным целям;

− кнопка ВЫБОР ПОДВЕСОК, для ручного перевыбора оружия при разнотипной загрузке на точках 1, 2, 3, 4, 9, и 10;

− кнопка СБРОС, для сброса цели с сопровождения ОЭПС, РЛПК, сброса цели головкой ТГС в режимах ОПТ, ШЛЕМ; для отключения ЛД при работе по наземным целям;

− потенциометр ВВОД ДАЛЬН, для установки значений дальности до цели в режиме ОБЗОР при наведении голосом.

Не нужно бежать от снайпера, только умрешь уставшим...

Link to comment
Share on other sites

Переучивать нужно вот и всё. Всё-равно лётчики ничего против не скажут :) , поначалу только будут беспокоиться, а потом привыкнут.

К хорошему привыкать не надо :)

 

Просто отец рассказывал, когда сказано было на А-320 переучиваться, все сразу забеспокоились- это как-так, такой ручкой кораблём управлять, а КВСу вообще левой рукой! А потом ничего, привыкли, говорят очень удобно. Да и я сам никак не мог понять, как вообще можно РУС держать в левой руке, а оказывается очень просто :)

Удобно до тех пор пока не падают :(

 

Что касается боковых ручек, то с ними есть определенные проблемы. С одной стороны легче управлять самолетом двигая только кистью и освобождается центр приборной доски, а с другой стороны боковая ручка характеризуется меньшей точностью управления и как следствие возможностью некоторых неприятных моментов в управлении самолетом. Например, при боковой ручке в силу малости градиентов раскачать самолет гораздо проще, особенно на посадке.

Всего наилучшего, Алексей.

Link to comment
Share on other sites

Хм... вы это... ну, не надо так, а то мне плохо станет.:(

 

К сожалению уже было несколько катастроф, косвенной причиной которых послужили боковые ручки.

Всего наилучшего, Алексей.

Link to comment
Share on other sites

  • ED Team

Леха, я все-таки думаю, что это всего-лишь закостенелость.

 

Мой друг в прошлом году переучился с большой тушки на 320-й арбуз, боковая ручка не вызвала ни малейших затруднений.

 

Наверно дело в том, что он относительно молод и любит полетать в виртуале с джойстиком. ;)

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

Link to comment
Share on other sites

Леха, я все-таки думаю, что это всего-лишь закостенелость.

 

Мой друг в прошлом году переучился с большой тушки на 320-й арбуз, боковая ручка не вызвала ни малейших затруднений.

 

Наверно дело в том, что он относительно молод и любит полетать в виртуале с джойстиком. ;)

 

Во-первых Леха :) Во-вторых поинтересуйся причинами падения арбуза под Сочи в прошлом году. Для примера. Ну а в-третьих я не могу тебе предоставить результаты испытаний боковых и короткоходовых ручек на высокоманевренных самолетах, но они есть и там все особенности таких ручек расписаны. Эти же особенности были отмечены суховскими и военными испытателями например на Су-27КУБ...

Всего наилучшего, Алексей.

Link to comment
Share on other sites

  • ED Team

Может быть наши летчики устроены как-то по другому по сравнению с буржуйскими? :)

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

Link to comment
Share on other sites

Может быть наши летчики устроены как-то по другому по сравнению с буржуйскими? :)

 

Да нет, Андрей, устроены они также и проблемы везде одинаковы, природу не обманешь. Например: при нормальном заходе на посадку все нормально, но при наличии каких-либо мешающих факторов боковая ручка может сыграть злую шутку. Представь довольно сильный порыв ветра - вот тебе сразу предпосылка к несоразмерному движению ручкой при малых градиентах, что в результе может привести и иногда приводит к раскачке самолета. Точно также с точным пилотированием например на прицеливании - летчику из-за малости градиентов сложнее точно задать нужную траекторию. Последнее ты, я думаю, и сам замечал не раз - нужно всего-лишь чуть-чуть подправиться, но на джойстике это сделать не так легко, так как движение нужно сделать буквально миллиметровое.

Всего наилучшего, Алексей.

Link to comment
Share on other sites

Господа. Мой отец работал вместе с теми армянами, что разбились под Сочи в прошлом году. В Армавии. Могу фотографии предоставить, если не верите. И дело было вовсе не в ручке. Дело было в людях, но о мёртвых говорить плохо не принято. Просто намекну, что (по словам моего отца) многие действительно хорошие лётчики в Армавии до сих пор сидят справа.

Link to comment
Share on other sites

  • ED Team
Да нет, Андрей, устроены они также и проблемы везде одинаковы, природу не обманешь. Например: при нормальном заходе на посадку все нормально, но при наличии каких-либо мешающих факторов боковая ручка может сыграть злую шутку. Представь довольно сильный порыв ветра - вот тебе сразу предпосылка к несоразмерному движению ручкой при малых градиентах, что в результе может привести и иногда приводит к раскачке самолета. Точно также с точным пилотированием например на прицеливании - летчику из-за малости градиентов сложнее точно задать нужную траекторию. Последнее ты, я думаю, и сам замечал не раз - нужно всего-лишь чуть-чуть подправиться, но на джойстике это сделать не так легко, так как движение нужно сделать буквально миллиметровое.

Леха, мне кажется это немного притянуто.

Пилотам F-16 такая ручка ни сколько не мешает летать и выполнять боевые задачи. Если бы были проблемы, то такую схему не стали развивать в F-22 и F-35.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

Link to comment
Share on other sites

Господа. Мой отец работал вместе с теми армянами, что разбились под Сочи в прошлом году. В Армавии. Могу фотографии предоставить, если не верите. И дело было вовсе не в ручке. Дело было в людях, но о мёртвых говорить плохо не принято. Просто намекну, что (по словам моего отца) многие действительно хорошие лётчики в Армавии до сих пор сидят справа.

 

В данном конкретном случае по записям все четко видно. Один тянул вправо, другой влево, сигналы с ручек празднично складывались и на выходе имелся 0. У них даже сваливания не было.

Всего наилучшего, Алексей.

Link to comment
Share on other sites

Леха, мне кажется это немного притянуто.

Пилотам F-16 такая ручка ни сколько не мешает летать и выполнять боевые задачи. Если бы были проблемы, то такую схему не стали развивать в F-22 и F-35.

 

Андрюх, что и как реализовано в Ф-22 и Ф-35 мы с тобой, к сожалению, не знаем. И какие у них есть проблемы мы тоже не знаем. Более того, мы с тобой также не знаем какие требования выставляются к самолетам у буржуев при создании самолетов и их испытаниях. Я знаю только про отечественные требования (не все), и уверяю тебя, они очень жесткие. Вполне возможно, что в какой-то части требования американцев более мягкие и они посчитали возможным поставить боковые ручки на перечисленные самолеты. По российским требованиям пока что боковые ручки не прокатывают. Кстати, вопрос на засыпку, ты знаешь откуда берется например ограничение по углу атаки для отечественных истребителей?

Всего наилучшего, Алексей.

Link to comment
Share on other sites

  • ED Team

Ладно, оставим. Я чувствую на эту тему можно спорить долго.

Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. (С) Джордж Бернард Шоу

Link to comment
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...