ED Forums - View Single Post - DCS: И-16
Thread: DCS: И-16
View Single Post
Old 05-14-2019, 12:20 PM   #1278
Anaglob
Senior Member
 
Anaglob's Avatar
 
Join Date: Nov 2014
Location: DOSAAF USSR
Posts: 1,057
Default

Особенности запуска двигателя М-63 на И-16, если кому интересно:

2. ЗАПУСК МОТОРА
Электрозапуск мотора М-63 на самолете осуществляется при помощи электростартера типа РИ в 24 V. Электростартер укреплен на задней крышке картера мотора и при помощи храповика может быть соединен с валом мотора. Питание электроэнергией мотора Эклипса (см. вложение) происходит от аэродромного аккумулятора, для этого на борту самолета, с левой стороны между рамами № 5 и 6 фюзеляжа, у верхнего лонжерона, установлена штепсельная розетка. Управление электрозапуском мотора расположено на доске приборов и состоит из пусковой кнопки КС-3, находящейся с правой стороны на доске приборов, и кнопки реле храповика.
Проводка выполнена проводом ЛПРГС, заключенным в медную оплетку.
На самолетах выпуска первого полугодия 1940 г. при помощи электростартера предусмотрено три возможных случая запуска: 1) электрический, 2) электромеханический и 3) механический.
Для электрического запуска необходимо иметь подключенный к бортовой розетке аккумулятор аэродромного питания. Для этого применяют аккумуляторы 12А-30 или 12А-60, но можно применить и два аккумулятора 6А-55, соединенные последовательно.
Для запуска мотора ручка стартера KC-3 берется «на себя» (при этом включается мотор Эклипса). В таком положении ручка удерживается до разворота маховика мотора до 10 000— 12 000 об/мин, (зимой 10—12сек., летом 8—10 сек.). После разворота маховика ручка отдается «от себя» до отказа, при этом происходит выключение мотора Эклипса и включение реле храповика и пусковой катушки. В таком положении надо удерживать ручку до запуска мотора.
Для электромеханического запуска необходимо иметь самолетный аккумулятор. Здесь при запуске раскрутку маховика Эклипса надо производить вручную при помощи рукоятки. После того, как маховик мотора Эклипса приобретет достаточное число оборотов (12 000—14 000), нажатием кнопки «Реле храповика» надо включить реле храповика и пусковую катушку от самолетного аккумулятора.
Для механического (ручного) запуска источников электроэнергии не требуется. Раскрутку маховика мотора Эклипса производят так же, как и во втором случае, а включение реле храповика, вернее, сцепление хвостовика мотора Эклипса с валом мотора, производят при помощи троса. Для этого надо потянуть за шарик, находящийся с правой стороны, у рамы № 5 (ход 3-5мм). При этом произойдет сцепление хвостовика мотора Эклипса с хвостовиком вала мотора, но усиления искры на свечах не получится. Это обстоятельство надо иметь в виду и в зимнее время пользоваться первыми двумя описанными выше способами и в исключительных случаях применять третий способ.
Устройство стартера РИ и его эксплуатация изложены в его описании.

П.С. Электрический запуск от одной бортовой батареи тоже был возможен без посторонней помощи, для чего ручку стартера КС-3 необходимо удерживать в положении "на себя" в течении 40-45 секунд. Но это крайняя, вынужденная мера, призванная выручить лётчика при запуске на площадке вне аэродрома. Повторный запуск, при неудавшемся пуске вряд ли был уже возможен.
Attached Thumbnails
Click image for larger version

Name:	Электросхема.jpg
Views:	180
Size:	316.5 KB
ID:	210176   Click image for larger version

Name:	приборная панель.jpg
Views:	190
Size:	98.5 KB
ID:	210177  

Last edited by Anaglob; 05-14-2019 at 12:36 PM.
Anaglob is offline   Reply With Quote